Теоретический отдел

Лоленко Ирина Исааковна - Руководитель теоретического отдела.

С чего начинается путь маленького человека в музыкальную школу? Конечно, с желания играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь! Никто из пяти- шестилетних малышей не мечтает осваивать теорию музыкальной науки. Но музыкальное образование, как никакое другое, это система взаимосвязанных действий: слышу- осознаю- воспроизвожу. Поэтому без сольфеджио, слушания музыки, ритмики невозможно воспитание маленького музыканта. С первых же дней учебы в музыкальной школе ребенок познает основы интонирования, ритма через танцы, музыкальные игры, загадки, пения потешек. Задача педагогов-теоретиков не просто сделать эти предметы увлекательными, интересными для детей, но и научить их пониманию того, насколько важно освоение музыкальной грамоты. И действительно, точное звучание хора невозможно без систематических занятий сольфеджио, ведь «сольфеджио – это пение по нотам». Научить ребенка по-разному исполнять сонатины Моцарта и Бетховена нельзя без слушания музыки и анализа музыкальных произведений на музлитературе.

Как и все отделы музыкальной школы, теоретический отдел имеет свою историю. За долгие годы, десятилетия в школе трудились многие талантливые музыканты-теоретики. Многие выпускники школы избрали своей специальностью теорию музыки и работают в разных музыкальных учебных заведениях по всей стране. Среди них особенно хочется отметить Ирину Борисовну Конову, более тридцати лет проработавшую в ДМШ имени Игумнова, заведующую теоретическим отделом с 1973 года по 2006 год. Ирина Борисовна была инициатором проведения многих интересных тематических концертов, олимпиад по сольфеджио и музлитературе. В 1999 году на базе ДМШ имени Игумнова была проведена научно-практическая конференция на тему «Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио», организатором которой была И. Б. Конова. Ирина Борисовна - выпускница ДМШ имени Игумнова 1960 года много рассказала о своих годах учебы, о своих педагогах:

«Вспоминается, как в старом здании нашей школы в зале проходили занятия хора. Разучивалось новое произведение. Лидия Владимировна Тихеева, наш педагог, ходила между рядами, где мы сидели по голосам, и, напевая, раздавала партии, включая нас по очереди в общее звучание. С трепетом мы ждали, как награду, свои ноты и начинали петь, читая с листа. В памяти осталось ощущение гордости во время выступлений в Колонном зале Дома союзов, в Малом зале Московской консерватории, в Политехническом музее и т.д. Хор под руководством Л. В. Тихеевой со своим чудесным звуком неизменно украшал все концерты школы. Сейчас трудно представить, как такая маленькая школа (один этаж из 10 классов + зал) могла и достойно выходила на серьезные концертные площадки и обретала великую значимость… А пели мы «Славься» Н. Глинки, вливаясь в свободный хор города Москвы, которым дирижировала Тихеева Л. В.

Урок музлитературы… Есть проигрыватель, пластинки, но Овчинников Евгений Всеволодович садится за рояль и все-все играет сам, многое – наизусть, что вызывает в нас огромное восхищение. Мы очень любили этот предмет, хорошо знали музыку, научились в ней разбираться.

А выпускные экзамены по сольфеджио у Линдеман Валентины Александровны! Это праздник, торжество, когда звучат двух- трехголосные ансамбли, когда ответы всех учеников блестящи, когда видна работа педагога мастера, педагога-наставника ( я многому у нее научилась), замечательного профессионала, из-под пера которого вышло огромное количество музыкантов.» 

Доброй традицией школы стало участие теоретического отдела в конкурсах, концертах камерно-вокального музицирования. Ее продолжают педагоги Лебедева Е. М., Лоленко И. И., Киндюхина Е. А., пришедшие в школу уже в XXI веке. Основной задачей педагоги-сольфеджисты ставят перед собой воспитание слухового внимания детей (ведь не секрет, что современные дети порой не слышат даже произнесенного слова). Вторая не менее важная задача сольфеджиста – помощь хору, работа над чистотой интонации, грамотного распределения дыхания.  

Недавно в школе появился класс композиции, его ведет Балыкина М. Н. Это очень отрадно, так как развитие творческих  способностей помогает в музыкальном воспитании ребенка.

Более двадцати лет работает в дошкольной группе Данилина И. А., создавая каждый год замечательные музыкальные спектакли: «Кот в сапогах», «Щелкунчик», «Муха-цокотуха» и другие. 

Знакомство с музыкальной литературой начинается с первых дней пребывания детей в школе. Эту работу ведут Юнович Т. А., Пучинская А. С. Именно от них зависит, захотят ли дети сходить на концерт классической музыки, послушать в свободное время оперу, научиться грамотно разбираться в музыкальных направлениях современности.

Преподаватели отдела:

Лоленко Ирина Исааковна

Преподаватель по сольфеджио

Пучинская Алла Семеновна

Преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе

Фасхутдинова Диана Асхатовна Преподаватель по сольфеджио

Юнович Татьяна Ароновна

Преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе